Призвание - дарить добро детям

8 декабря 2014 г.
Автор: Виктор Молодовский
Источник: редакция газеты "Престиж"

Призвание - дарить добро детям

 

Красной нитью через всю жизнь Валентины Васильевны Астафьевой прошла забота о детях. Сейчас это называют социальной работой. Но ведь, по большому счету, и помощь воспитателю в уходе за малышами, и занятия с младшими школьниками на продленке, и работа воспитателя в детском саду, и, уж конечно, помощь детям с ограниченными возможностями – все это и есть социальная работа в самом широком понимании смысла этих слов. А по сути, это призвание такое – дарить добро детям.

Валентина Васильевна и сама не знает, откуда в ней сызмальства этот неподдельный, взрослый интерес возиться с ребятней. Ни мамина работа (она, с семью классами в польской гимназии, преуспела на счетоводческой стезе), ни отцова военная служба, ни его шоферство после армии, ни численность семейства Пекушевых (из детей еще брат-погодка, а спустя 15 лет брат-последыш) никак не ориентировали Валю на воспитательскую и педагогическую будущность. Но когда шестилетней девчушке, которая сама еще только пойдет в детский сад, и всего-то на один год, поручили приглядывать за соседскими ребятишками что помладше, пока их родители были на работе, - она очень обрадовалась этому поручению и, в то время как ее сверстницы играли в куклы, не хуже взрослой воспитательницы приглядывала за своими подопечными, забавлявшимися в песочнице. Видно, угодила шестилетняя воспитательница своей старательностью и ответственностью взрослым, раз уж на заработанное купили Вале новое платье и шикарный по тем временам подарок – модный зонтик.

А когда, через несколько месяцев, Валя сама пошла в подготовительную группу детского сада, уже как само собой разумеющееся восприняла поручение воспитательницы отправиться в группу к младшеньким, чтобы помочь им собираться на прогулку.

И если тяга Астафьевой к воспитательству не дань семейной традиции, то вот качества, которыми наделена Валентина Васильевна и без которых трудно представить себе человека, работающего в социальной сфере, уж точно, от отца с матерью. Тактичность, умение ладить с людьми, общительность, воспитанность, непрестанная тяга к знаниями, а отсюда начитанность – вот из чего, по словам моей собеседницы, складывается цельный образ ее матери, и именно эти качества отмечают уже в самой Валентине Васильевне ее коллеги из городского отдела социальной защиты. А если добавить к этому душевную открытость и доброту, трудолюбие и добросовестное отношение к делу, перенятые Астафьевой от отца, у нас уже получится достаточно полное представление о самой нашей героине, все же отличительная черта которой, определившая многое в жизни, – любовь к детям.

После окончания средней школы в городе Майли-Сае в Киргизии, куда Пекушевы переехали из Белоруссии по завершении армейской службы отца, Валентина, видевшая себя в будущем только воспитательницей детского сада, поехала поступать в Ленинабадский педагогический институт на дошкольное отделение. Темные глаза, длинные косы да веселый нрав Валентины, при том что девушка она была по характеру консервативная, может быть, в силу этой самой консервативности, стали причиной скорого бегства несостоявшейся студентки домой. Уже хорошо освоившись в новом городе, Валентина вызвалась сама, впервые без подружек, сбегать вечером в магазин, что был через дорогу от старого студенческого общежития, где на время экзаменов разместили приезжих абитуриентов. Мужчина продавец, он же рубщик мяса, сразу обратил внимание на ладную темноокую дивчину с длинными косами, подошел к ней и до смерти напугал: «Я из всех девчонок выделил тебя. Хочу пригласить на свидание. В 9 часов магазин закроется, я возле ворот буду тебя ждать». Сама не своя от страха, 17-летняя дивчина, не убедившая новоявленного кавалера в том, что ее после девяти вечера не выпускают из дому родители, вдруг увидела в парне лет 26 – 27 грозного верзилу, да еще и – о ужас! – с золотыми фиксами, и дала деру из магазина что есть силушки. Да что там из магазина! Накрутив себя страхами один другого страшнее, уехала домой – к папе и маме. Несмотря на то, что уже был сдан один экзамен в институт.

Через год Валентина поступит в Пржевальский пединститут, на заочное отделение филологического факультета, - после того, как провалит экзамен на факультет дошкольного воспитания во Фрунзенском пединституте. Но вся эта чехарда с поступлениями не убавила в Валентине желания заниматься своим любимым делом – воспитанием детей. Более того, сбегая домой из Ленинабада, наша героиня знала, что в родном Майли-Сае без дела не останется, причем без любимого дела, так как слышала мамин разговор со знакомой, между прочим, руководившей всеми дошкольными учреждениями города, о связанных с педагогикой планах выпускницы школы и о готовности дамы из ГорОНО принять участие в судьбе известной на всю округу общественной активистки. Так, получив полставки воспитателя в детском саду, окунулась Валентина в родную для себя стихию. Конечно же, это еще было лишь время ученичества – искусству любить детей. Сама наша героиня считает, что ей всегда везло в жизни на хороших людей. Так счастливо случилось, что детским садом, с которого началась Валина взрослая жизнь, заведовала ее бывшая воспитательница, еще оттуда, из дошкольного детства. «Мой ангел-хранитель», - точно подбирает идущие из сердца слова Валентина Васильевна. Таких ангелов-хранителей и учителей в жизни Астафьевой было не один и не два, в том числе в Степногорске, куда Пекушевы перебрались, по примеру родственников, в 1969 году. С душевной теплотой и благодарностью вспоминает Валентина Васильевна и директора средней школы №2 поселка Заводского Таисию Николаевну Козлову, доверившую студентке-заочнице группу продленного дня в начальном звене, и учительницу начальных классов той же школы Веру Павловну Котович, которая сразу же распространила материнскую любовь и опеку на свою молодую помощницу, и мудрую Марию Павловну Пешкову, заведующую Степногорским детским садом №8, которая если и делала замечание своим молодым коллегам, то так, чтобы не только не обидеть их, но и научить чему-то очень важному в работе с детьми. Вспоминает моя собеседница, как, будучи еще неопытным воспитателем, но уже с высшим педагогическим образованием, не увидела она ничего дурного в том, что утихомирила не в меру расшалившегося ребенка, усадив его рядом с собой на стульчик. Теперь же Валентина Васильевна Астафьева, будь она свидетельницей подобной «воспитательной» работы, повторила бы слова Марии Павловны как собственные: «Валюша, я за тобой наблюдаю… Работа с детьми – это твой дар. Это твое. Но хочу сказать тебе как мать: не надо в наказание садить ребенка на стул. Не надо». Такой простой и такой важный урок – на всю жизнь.

А жизнь, казалось, уже давно выстроила свой собственный план для Валентины Пекушевой, показывая ей все грани социальной работы. В этот план вошли и четыре с половиной года в Новосибирске, куда вместе с братом, женившимся на сибирячке, в начале 1973 года поехала героиня нашего рассказа: кто не мечтает в молодые годы покорить большие города? Покорить столицу Сибири у Валентины не получилось, но новый педагогический опыт она обрела, став воспитателем в общежитии рабочей молодежи. Именно этот, новосибирский, период жизни Валентина Васильевна считает временем своего настоящего и скорого взросления. И дело даже не столько в оторванности от родителей, сколько во влиянии коменданта общежития – педагога по призванию, о каких обычно говорят «строгая, но справедливая», и возрасте «воспитанников» - по сути, ровесников 23-летней Валентины. Но это скорое взросление, возможно, стало помехой личной жизни нашей героини, которая хоть и жила в общежитии, хоть и нравилась парням, но зачастую отталкивала их своей напускной строгостью и, казалось, неприступным видом. Вроде, и делала все правильно: проводила вечера танцев в общежитии, да сама себе танцевать не позволяла; поставила теннисный стол в холле – и, при том что хорошо играла в настольный теннис, ни разу не взяла в руки ракету, организовала передвижную библиотеку для рабочей молодежи, проводила советы общежития – и все больше становилась «воспитателем» для своих сверстников. В какой-то момент накопилась усталость, работа перестала приносить удовлетворение. И поэтому, когда тяжело заболела мама, Валентина без особого сожаления рассталась с большим городом, где, в общем-то, ее ничего не держало, зато здесь, в Степногорске, ее помощь так нужна была самому дорогому в жизни человеку. Здесь ее ждали.

В Степногорске Пекушеву приняли воспитателем в принадлежавший ЦГХК детский сад «Березка», которым заведовала Александра Яковлевна Чеснокова. Она умело управляла творческим и, как принято у педагогов говорить, сильным коллективом, обеспечившим «Березке» славу лучшего детсада в городе. Проработала Валентина здесь недолго, так как вскоре вышла замуж и в положенный срок родила дочку - Яну. Молодую маму частенько наведывали коллеги, и одна из них, видя в Валентине большой педагогический потенциал, настоятельно рекомендовала ей взяться за тогда еще новое для городского дошкольного воспитания дело – обучиться работе логопеда. Но, повторюсь, судьба уготовила Валентине другой путь. Были на этом пути и измены, когда Валентина осталась с годовалым ребенком одна, и обретения, которые пополняли профессиональный багаж Пекушевой, максимально реализовавшийся на ниве социальной работы.

Но это уже другая страница жизни нашей героини, а завершая ту, которая связана с работой в детских садах (после декрета было еще пять лет в «Колоске» под руководством Галины Васильевны Радченко), лишь процитируем Валентину Васильевну: «Детей надо любить. Любого – мокрого, сопливого, чужого… Я сама уже бабушка, у меня двое своих внуков, и я не меньше, чем своими, умиляюсь любыми чужими детьми, и они, наверное, это чувствуют. Я уже давно не работаю в детском саду, а занимаюсь в основном с закрытой группой деток с ограниченными возможностями, тем не менее, возле дома, у магазина, где бы я ни шла, дошколята и ребята чуть постарше здороваются со мной, и всегда здороваются с улыбкой. Наверное, у меня на лбу написано, что я воспитательница… Нельзя выбирать профессию, связанную с воспитанием детей, если ты их не любишь», - так имеет право сказать умудренная педагогическим опытом женщина, 27 лет трудовой биографии которой отданы дошкольному воспитанию.

Дальнейшие перемены в жизни, в том числе и уход из детского сада, и переход на работу культорганизатором в городской парк культуры и отдыха, Валентина Васильевна отчасти объясняет вторым замужеством, когда требовалось все больше и больше внимания дому, а с рождением младшенькой дочери, Арины, - заботам о ней. Так вышло, что ритм жизни Валентины, по второму мужу Астафьевой, - человека открытого, коммуникабельного, общительного, вечной активистки, сумевшей, уже в должности художественного руководителя, вместе с коллегами поднять на небывалый уровень деятельность городского парка культуры и отдыха, - такой ритм совсем не совпадал с замкнутым образом жизни все больше раздражавшегося супруга, и в конечном итоге, после одиннадцати общих лет, это привело к разрыву семейных отношений, о чем, по признанию Валентины Васильевны, она «нисколечко не жалеет».

Женщина максимально реализовала свой талант дарить добро другим – в детях, своих и чужих. И это искусство любить оказалось в полной мере востребовано, когда Валентина Васильевна Астафьева, после всеобщей разрухи в лихие 90-ые, в том числе упадка городского парка культуры, после затянувшейся на годы черной полосы безработицы, пришла в 2003 году в городской отдел занятости и социальных программ. Пришла за детским пособием, а с подсказки своей бывшей коллеги по детскому саду и с легкой руки начальника отдела Лидии Петровны Белоглядовой уже на следующий день включилась в организацию нового для социальной службы отделения по работе с детьми-инвалидами. На учете в отделе занятости и социальных программ и прежде были дети с ограниченными возможностями, но теперь под постоянную государственную опеку, с обязательным участием социального работника, брались именно те детки, которые, в силу тяжести заболевания, нуждались в социальной поддержке. За такую, откровенно скажем, трудную работу далеко не всякий возьмется, а Валентина Васильевна, уже имевшая опыт ухаживания за перенесшей инсульт мамой, взялась. И никогда потом об этом своем решении не пожалела.

Своими ангелами-хранителями Валентина Васильевна называет и начальника отдела занятости и социальных программ Лидию Петровну Белоглядову, и ее заместителя Фариду Каримовну Жукову, и заведующую сектором по работе с ветеранами и инвалидами Татьяну Алексеевну Колесник, и заведующую отделением по работе с одинокими пожилыми людьми Ольгу Петровну Попову… Сама же Астафьева, возглавив отделение по работе с детьми-инвалидами, стала ангелом-хранителем для них. И сказать так – не будет преувеличением, если иметь в виду, что Валентина Васильевна не только занималась организацией отделения, но и вместе с социальными работниками с головой погрузилась в живую работу – ходила по домам, где проживают дети-инвалиды, проводила обследование этих семей, работала в тесном контакте с психолого-медико-педагогической комиссией, ездила по поселкам и в результате собрала под крыло своего отделения 80 юных подопечных. И это было только начало. Главное же – постараться создать этим детям мир, в котором им было бы теплее и уютнее. При том что надо было и носы вытирать, и памперсы менять, и пожалеть, и приласкать, и выслушать, и делать много такой, на первый взгляд, неблагодарной, а по сути, очень благородной и нужной детям и их родителям работы. Случайный человек здесь надолго не задержится, но Астафьевой удалось подобрать команду неслучайных людей. И они, вкладывая душу в свою работу и при этом получая мизерное вознаграждение за труд, делали подчас настоящие чудеса – через одно, второе, третье коррекционное занятие, от мероприятия к мероприятию, формировали в детях умения и навыки, которые казались в этих случаях, в силу тяжести заболеваний, невозможными: кто-то, чьи пальчики еще совсем недавно не слушались, вышивает крестиком на пяльцах, кто-то, чья слабенькая ручка еще вчера не справлялась с инструментом, орудовал молоточком, кто-то, не знавший своих творческих возможностей, пристрастился к рисованию… Такой труд, основанный на любви к детям, не мог остаться неоцененным: уже через год после образования отделения, по итогам комплексной проверки, оно было признано лучшим среди подобных отделений области. И еще более дорогая сердцу награда – благодарственные письма от родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Это именно при Астафьевой, с подачи Татьяны Алексеевны Колесник, родители детей с ограниченными возможностями, до этого остававшиеся один на один со своими проблемами, впервые пришли на родительское собрание и уже после нескольких встреч, которые зачастую приурочивались к знаменательным датам, объединились в сообщество единомышленников и друзей. Уже шесть лет это сообщество родителей, их детей и социальных работников, при усилиях Валентины Астафьевой, Лидии Белоглядовой, Гульназ Абиловой, какое-то время возглавлявшей отдел занятости и социальных программ, творчески реализует себя под крышей центра дневного пребывания для детей-инвалидов в пятом микрорайоне.

А сама Валентина Васильевна Астафьева в год своего выхода на пенсию перешла с заведования отделением по работе с детьми-инвалидами в социальные работники. По сути, отойдя от руководящих дел, всецело отдалась самой благодарной работе – социальной опеке детей с ограниченными возможностями. И еще шесть лет, до августа этого года, пока могла, на пределе сил (а по-другому Астафьева не может), несла большую душевную нагрузку - верой и правдой служила главному делу своей жизни. Дарила добро детям.

 

 

Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Прикреплённые файлы - Нет файловПросмотреть файлы
Нет файлов
Комментарии читателей - Нет комментариевОставить комментарий
Нет опубликованных комментариев

Вверх